Физика 21 века: - Эдвард де Боно. Новая идея
Суббота
20.04.2024
14:19
Приветствую Вас Гость

Физика 21 века Новая физика - физика 21 века

Choose language:

Афоризм Эйнштейна
Поиск

Меню сайта:

Главная страница

Полевая теория элементарных частиц

Введение

Полевая теория элементарных частиц

Поляризация электромагнитного поля

Элементарные частицы

Элементарные частицы

Строение элементарных частиц

Нейтрон - элементарная частица

Протон - элементарная частица

Электрон - элементарная частица

Электронное нейтрино - элементарная частица

Мюонное нейтрино - элементарная частица

Фундаментальные взаимодействия

Ядерные силы

Элементарные частицы: мифы физики 20 века

Гравитационное поле элементарных частиц

Физические поля элементарных частиц

Теория гравитации элементарных частиц

Введение

Теория гравитации элементарных частиц 1

Теория гравитации элементарных частиц 2

Гравитон гравитино - мнение физики

Заблуждения в физике

Заблуждения в физике 20 века

Заблуждения: Кварки

Заблуждения: Виртуальные частицы

Заблуждения: Фундаментальные взаимодействия

Заблуждения: Сильное взаимодействие

Заблуждения: Слабое взаимодействие

Заблуждения: Стандартная модель элементарных частиц

Заблуждения: Бозон Хиггса

Заблуждения: Большой взрыв

Заблуждения: Нейтринные осцилляции

Заблуждения: Черная дыра

Заблуждения: Теория струн

Заблуждения: Кварк-глюонная плазма

Мифы Стандартной модели элементарных частиц

Стандартная модель элементарных частиц

Виртуальная частица - мнение физики

Кварки - мнение физики

Прелестный кварк (B-кварк)

Очарованный кварк (C-кварк)

Нижний кварк (D-кварк)

Странный кварк (S-кварк)

Истинный кварк (T-кварк)

Верхний кварк (U-кварк)

Глюон - мнение физики

Конфайнмент

Калибровочный бозон

Бозон

Фермион

Странность

Изотопический спин, спин элементарной частицы

Мифы астрофизики

Темная материя

Темная энергия

Черные дыры

Большой взрыв

Расширение Вселенной

"Реликтовое излучение"

Красное смещение - мнение физики

Мифы Бозона Хиггса

Бозон Хиггса - мнение физики

Механизм Хиггса

Открытие бозона Хиггса - правда и вымысел

Нейтрино во Вселенной

Роль нейтрино в красном смещении и ...

Загадка нейтрино с точки зрения полевой теории элементарных частиц. Часть 1
...

Загадка нейтрино ... 5

Мой сайт в Google (без рекламы)

Главная страница

Теория гравитации

Элементарные частицы

Список элементарных частиц

Протон

Новая физика

covid-19

Владимир Горунович

Р А З Н О Е

Умные мысли и не только ...

Действие коронавируса COVID-19 (SARS-CoV-2) ч.2 Дельта Омикрон

Новая идея

Друзья сайта
Данный сайт научно-образовательный, не преследует коммерческих целей и располагается на интернет-ресурсе, предоставленным коммерческим веб-сервисом uCoz.
Information for sponsors


Flag Counter

Профиль
Гостевая книга

Создать бесплатный
сайт с uCoz

Вход
Страница сайта Эдвард де Боно. Новая идея Страница сайта

Россия, выключи телевизор (этот зомби-ящик) и думай. Ты уверена, что тебе точно нужна эта нескончаемая сумасшедшая война? Может пора признать за народами право на самоопределение.



Эдвард де Боно. НОВАЯ ИДЕЯ (использование обходного мышления при выработке новых идей)

ИНОЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ

Много лет назад, когда человека, задол­жавшего деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил-был в Лондоне один купец, имевший счастье занять большую сумму у ростовщика. А тот — старый и уродливый — заявил, что простит долг, если купец отдаст свою красивую дочь замуж за ростовщика.

Отец с дочерью пришли в ужас от такого предложения. Тогда коварный ростовщик предложил, чтобы все решил жребий. Давайте, сказал он, положим в пустой коше­лек два камушка — черный и. белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если ей попадет черный камень, она станет его женой, если белый — то останется с отцом. В обоих случаях долг будем считать погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.

Купец и его дочь были вынуждены принять предложение. Разговор происходил в саду купца. Ростовщик наклонился, чтобы подобрать с усыпанной гравием дорожки камушки. Девушка, которой страх обострил зрение, заметила, что ростовщик взял и положил в кошелек оба камня черные.

Теперь представьте себе, что это вы сто­ите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, если бы оказались на месте этой несчастной де­вушки? Или что бы вы ей посоветовали сде­лать?

Вы вправе утверждать, что путем тщатель­ного логического анализа можно найти ре­шение задачи, если таковое существует. Этот тип мышления представляет собой обычное прямое мышление. Другой вид мышления — обходное, не прямое.

Прямолинейно мыслящие люди вряд ли смогут помочь девушке. Они могут пред­ложить лишь три возможных решения воз­никшей проблемы:

1. Девушке надо отказаться вытаскивать камушек.

2. Девушка должна объявить, что в ко­шельке оба камушка черные, и выставить, таким образом, ростовщика мошенником.

3. Девушке надо вытащить камушек — и пожертвовать собой, чтобы спасти отца от тюрьмы.

Все три варианта крайне плохи, ибо если девушка откажется тянуть жребий, то отца ее бросят в тюрьму; если же она вытащит камушек, тогда ей придется выйти замуж за старого уродливого ростовщика.

Прямомыслящие люди основное свое внимание сосредоточили бы главным обра­зом на том, что девушка должна вытащить из кошелька камушек. А люди, обладающие не прямым, а обходным мышлением, начи­нают думать о камушке, который останется в кошельке. Прямомыслящие люди занима­ют самую разумную точку зрения в возник­шей ситуации, а затем логически ее разви­вают, чтобы старательно разрешить проб­лему. Лица же с обходным мышлением ста­раются по-иному посмотреть на вещь и ис­следовать ее с разных точек зрения. И не становятся на какую-то наиболее многообе­щающую точку зрения.

...Девушка сунула руку в кошелек, выта­щила камень и.., не взглянув, выронила его, будто невзначай, на дорожку, где тот мгно­венно затерялся среди подобных ему ка­мушков.

— Ах, какая досада,— воскликнула де­вушка.— Ну, да это поправимо. Мы можем узнать, какой камушек я вытащила, по цве­ту того, который остался в кошельке.

Поскольку оставшийся камушек был, по­нятное дело, черный, то значит, она вытащи­ла белый,— ведь ростовщик не мог при­знаться в мошенничестве. Применив обход­ное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но и меньше рисковала, если бы ростовщик вел честную игру. В этом случае у нее бы­ли бы равные шансы на то, чтобы спастись или погибнуть. А так она наверняка остава­лась с отцом и гасила его долг ростовщику.

Каждому приходилось сталкиваться с проблемами, которые казались неразреши­мыми, пока вдруг неожиданно не обнару­жится удивительно простое решение. Тогда оно становится очевидным, и все удивля­ются, почему раньше не приходило в голо­ву. Такого рода задачи, видимо, трудно ре­шить, используя только логику.

Даже у самых лучших примеров обходного мышле­ния решение кажется логически очевидным после того, как оно уже найдено. Слишком быстро забывается, что к решению подби­рались в обход, а не прямо. Когда решение уже найдено, всегда находится масса лю­дей, готовых объяснить, как его с таким же успехом можно было получить с помощью прямого мышления. Зная ответ, довольно просто обнаружить логическую связь между задачей и ее решением.

Один из методов обходного мышления состоит в умышленном использовании способности ума к рационализму. Вместо того, чтобы пройти шаг за шагом прямым путем, вы занимаете новую, совершенно произвольную позицию. Затем вы идете назад и стараетесь построить логический путь между вашей новой позицией и отправной точкой. Возможен ли такой путь — это на­до проверить, в конечном счете, со всей логической строгостью.

Как вода стекает вниз по склону горы, задерживаясь в низинах, и течет в пределах русла, прямое мышление следует по наи­более вероятным путям, и благодаря свое­му собственному течению увеличивает ве­роятность этих путей в будущем. Прямое мышление является наиболее высоковероятностным мышлением, обходное — наиме­нее. Чтобы изменить направление потока воды, нужно умышленно прокопать новое русло. Старое перепруживают дамбами. Иногда даже приходится с помощью насо­са гнать воду вверх. Когда маловероятност­ное направление мысли приводит к новой более действенной идее, то наступает мо­мент творчества и тотчас маловероятност­ный подход к решению задачи приобретает наивысшую вероятность.

Творческое мышление является особой разновидностью обходного, охватывающего более широкую область. Иногда результаты обходного мышления представляют собой гениальные творения, в других случаях они ничто другое, как новый взгляд на вещи и, следовательно, чем-то менее значительны, чем подлинное творчество. Творческое мы­шление очень часто для своего выражения нуждается в таланте, тогда как обходное доступно каждому, кто заинтересован в по­лучении новых идей.

Разница между обходным и прямым мы­шлением состоит в том, что при прямом мышлении логика управляет разумом, тог­да как при мышлении в обход логика со­стоит на службе разума.

Обходное мышление — не какое-то маги­ческое заклинание, которое достаточно раз заучить, а потом успешно применять. Оно является лишь привычкой, складом ума.

Нет никакого резкого перехода от веры во всемогущество прямого, логического мыш­ления к вере в силу обходного мышления. Обходное мышление — дело знания и практики, а не какое-то божественное от­кровение.

ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ИДЕЙ

Большинство убеждено, что новые идеи, подобно несчастным случаям, всегда выпа­дают на долю других. Почему-то считается, что другие для этого лучше подготовлены и к тому же имеют больше благоприятных возможностей.

Конечно, было бы намного приятней, ес­ли бы новые идеи являлись просто преми­ей, наградой за усердную работу и упорст­во. Есть много людей, которые достаточно усердно работают, чтобы получить в на­граду новую идею, и было бы совсем не­плохо, если бы их добрая воля и самопожертвование завершались выработкой новой идеи. Да и само общество чувство­вало бы себя намного лучше, поощряя, ор­ганизуя и признавая непрерывные усилия, стоящие за новыми идеями, если бы по­следние можно было бы получить таким способом.

Полная детальная разработка идеи вполне может потребовать годы усердной работы, но сама идея может возникнуть в виде какого-то озарения. По сути, когда идея является совершенно новым взглядом на вещи, то бывает трудно понять, каким образом она могла бы прийти иначе. Появ­лению новой идеи не обязательно должны предшествовать годы работы в соответству­ющей области, потому что неудовлетворен­ность старой идеей может возникнуть зна­чительно быстрее. В действительности, годы такой работы могут даже затруднить воз­никновение новой идеи, поскольку за вре­мя этих лет полезность старой идеи (если она вообще имела какую-то пользу) может получить дальнейшее подкрепление. Мир науки полон усердно работающих ученых, которые безупречны в смысле логичности и подхода к решению проблемы, педантич­ности и тщательности в работе, и тем не менее новые идеи не даются им.

Очень много новых идей возникает тог­да, когда вновь собранная путем наблюде­ния или эксперимента информация застав­ляет отказаться от старой идеи. Казалось бы, новая информация должна явиться наи­более верной дорогой к получению новых идей, однако это не совсем так, ибо боль­шая часть новой информации объясняется старой теорией и приспосабливается так, чтобы подкрепить ее.

Хотя новая информация может привести к появлению новых идей, эти идеи могут зародиться и без всякой новой информа­ции. Можно с не меньшим успехом пере­смотреть имеющуюся старую информацию и найти какой-то новый метод ее обобще­ния.

Большинство людей, говоря о новых иде­ях, думают о технических изобретениях и научных теориях. И в том и в другом слу­чае, видимо, требуются соответствующие технические знания прежде, чем станет воз­можным получить новую идею. Все это, безусловно, верно, однако ясно, что одних технических знаний недостаточно, ибо даже люди, обладающие ими, не автоматически приходят к новым идеям.

Процесс возникновения новых идей следует отличать от важности и значения этих идей. Даже самые пустячные новые идеи приходят точно таким же путем, каким возникают идеи, которые изменяют ход истории. Го­ворят, Наполеон считал, что отделаться от левретки его жены так же трудно, как из­бавиться от целой вражеской армии, бро­шенной против него.

Обходное мышление стало необходи­мым в силу ограниченности прямого. Тер­мины «прямое» и «обходное» предложены по следующим соображениям.

Копая одну и ту же яму глубже, нельзя выкопать яму в другом месте.

Логика — это инструмент, который ис­пользуется для того, чтобы копать ямы глубже и больших размеров так, чтобы сделать их со всех точек зрения лучшими ямами. Но если эта яма вырыта не там, где нужно, то никакие ухищрения и улуч­шения не перенесут ее на нужное место. И хотя это ясно любому землекопу, тем не менее, гораздо легче продолжать копать старую яму, чем начать все сначала, на новом месте. Прямое мышление — это бо­лее глубокое копание одной и той же ямы; обходное — это попытка копать где-то в другом месте.

Не бросают полу выкопанную яму частич­но из-за нежелания оставить без компен­сации затраченную работу. К тому же го­раздо проще продолжать делать то, что де­лал, чем пытаться выяснить, что можно сде­лать еще.

Нельзя взглянуть в другую сторону, про­должая глядеть более пристально в преж­нем направлении. Легче привязать к пер­вой мысли вторую, чем пойти по новому на­правлению, а это, в свою очередь, облегча­ет нанизывание одной мысли на другую в том же самом направлении и затрудняет возможность отказаться от этого направле­ния вообще. Отбросить что-либо старое особенно трудно, когда старому еще не нашли замену.

Эта приверженность к старому состоит из приверженности к вложенным усилиям и приверженности к направлению этих уси­лий.

Наибольшее количество научных усилий бесспорно направлено на логическое рас­ширение и углубление раз выбранной и ут­вержденной «ямы».

Большинство ученых, в зависимости от их способностей, представляют собой умы, ко­торые или слегка царапают по стенкам ямы, или же отколупывают куски. Тем не менее, крупные научные идеи и крупные научные шаги вперед часто выдвигаются и производятся людьми, которые бросили выкапываемую ранее яму и начали копать новую.

Новую яму начинают копать по разным причинам: или вследствие неудовлетворен­ности старой, или полного неведения о ее существовании, или же из-за настоятельной необходимости иметь другую яму, а иног­да и по чистой прихоти. Но подобное пере­скакивание с одной ямы на другую — яв­ление весьма редкое, потому что получен­ное образование обычно предназначено для того, чтобы заставить юношей ценить те ямы, которые старшие вырыли для них. В противном случае образование могло бы привести только к беспорядку, к хаосу. Компетентность и соответствие должности вряд ли можно привить, поощряя полную неудовлетворенность существующим поряд­ком расположения ям.

Точно также у образования фактически нет интереса к прогрессу. Цель его дру­гая— дать широкие знания, которые, быть может, понадобятся когда-нибудь. Образо­вание — дело информативное, не творче­ское.

Вначале согласиться с уже выкопанными ямами, чтобы потом их отвергнуть и начать копать новые — дело не такое простое и легкое, как в случае, когда ничего о них не знаешь, и следовательно, воля начать рыть в любом месте.

Любая наполовину выкопанная яма дает направление, в котором можно затрачивать усилия. Ведь силы и энергия должны быть куда-то направлены, а кроме того, всегда есть более срочные дела, чем поиски но­вого направления.

Отказываться от ямы, уже имеющей по­рядочные размеры, без малейшего пред­ставления о том, где начать копать новую— дело очень рискованное, требующее слиш­ком многого от практической натуры чело­века. Трудно отказаться даже и в случае, когда место для новой ямы уже выбрано.

Вполне возможно, что человек, который сидит и думает, близок к рытью значитель­но более полезной ямы, но как об этом уз­нать до начала работ и пока достижения не стали вполне ощутимыми?

Любой специалист потому и является таковым, что он знает имеющуюся выко­панную яму лучше любого, за исключени­ем разве только другого специалиста. Именно поэтому специалисты обычно ни­когда первыми не покидают ту яму, кото­рая предоставила им статут специалиста-эк­сперта, чтобы начать новую, где-то в дру­гом месте, И еще более немыслимо для специалиста вылезти из ямы только ради того, чтобы посидеть и, осмотревшись, по­думать, где начать копать другую. Ни один специалист не горит желанием показать свою эрудицию в форме недовольства име­ющейся ямой, ибо недовольство слишком легко выражается (подчас даже более убе­дительно) массой других лиц, которые еще не заслужили права быть довольными.

Таким образом, специалисты обычно счастливо обретаются на дне самых глубо­ких ям, настолько глубоких, что вряд ли сто­ит вылезать из этих ям, чтобы осмотреться вокруг.

Почему-то считают, что старую идею сле­дует рассматривать как полезную ступень к чему-то более лучшему до того времени, пока это лучшее не подвернется под руку. Такая политика, быть может, и практична, но она часто мешает появлению новых идей.

Полную версию можно найти в интернете.

Copyright Горунович В.А. ученый-ФИЗИК © 2024